venja
Сообщение
#79879 28.12.2011, 14:45
В этом году в ЕГЭ по математике включили элементы теории вероятностей (это В10).
В пробном варианте в магазине увидел такую задачу.
Монета подбрасывается 3 раза. Какова вероятность, что в первые два раза результат будет одинаковый.
Посмотрел в ответ и удивился: 0.25.
Как это понимать?
malkolm
Сообщение
#79883 28.12.2011, 17:21
Как "то ли ещё будет"
Dimka
Сообщение
#79886 28.12.2011, 20:14
"..то ли еще будет ой, ой, ой": - пела Алка Галкина (Пугачева) в 70-е годы.
venja
Сообщение
#79892 29.12.2011, 16:28
Купил такую книжку для подготовки к ЕГЭ. Всучили в нагрузку вести курсы. Опять смотрю задачи по ТВ.
Интересно, насколько далеко в школе проходят ЕГЭ? То есть что можно использовать при объяснении решения задач? Есть ли вероятность суммы-произведения событий, комбинаторика?
Например, как методически вернее подойти к такой задаче из данного сборника (чтобы было понятнее выпускнику школы).
На соревнования по прыжкам в воду приехали 7 спортсменов из Венгрии, 6 из Швейцарии и 2 из Германии. Порядок выступления определяется жребием. Какова вероятность, что пятым будет выступать спортсмен из Швейцарии.
Различные методы решения связаны, на мой взгляд, с различным способом выбора пространства элементарных исходов (ПЭИ).
1) Если формально включать в ПЭИ все исходы эксперимента, то объяснение решения довольно сложно, так как число всех исходов 15!,
а число благоприятных через размещения (?) равно 6*[А(14,4)*10!], а потому искомая вероятность 6/15. Но объяснять школьнику такой (или подобный) расчет числа благоприятных исходов затруднителен для понимания.
2)Можно включить в ПЭИ только исходы, связанные с результатом выбора пятого по счету. Тогда все исходы, очевидно, равновозможны и их всего 15, благоприятных 6, а потому ответ очевиден.
Но здесь, несмотря на простоту решения, основная сложность в нетрадиционном выборе ПЭИ. Ведь по формальному определению в ПЭИ нужно включать ВСЕ МЫСЛИМЫЕ ПРОСТЕЙШИЕ НЕСОВМЕСТНЫЕ исходы испытания. Под это определение скорее подходит первый способ выбора ПЭИ. Но тогда сильно усложняется решение.
Может быть сразу как-то объяснять, что для расчета вероятности по классической формуле ПЭИ можно формировать РАЗЛИЧНЫМИ способами. Основное требование - чтобы все исходы были равновозможны,а событие, вероятность которого надо найти, должно "складываться" из части этих исходов (т.е. должно представляться в виде суммы части элементарных исходов).
Разные способы выбора ПЭИ позволят найти наиболее простой путь решения за счет оптимального выбора ПЭИ.
Вопрос чисто методический.
tig81
Сообщение
#79893 29.12.2011, 17:07
Цитата(venja @ 29.12.2011, 18:28)

Интересно, насколько далеко в школе проходят ЕГЭ? То есть что можно использовать при объяснении решения задач? Есть ли вероятность суммы-произведения событий, комбинаторика?
Комбинаторика есть. Вероятность суммы-произведения кажется, есть, но здесь не уверена. Но задача видела. А так самое простое проходят. Вениамин, попросите деток, которые будут ходить на курсы, принести школьный учебник, вам одного опытнго взгляда хватить понять что да как...
Dimka
Сообщение
#79894 29.12.2011, 17:35
Цитата(venja @ 29.12.2011, 20:28)

Вопрос чисто методический.
Методические подходы введения курса комбинаторики, статистики и теории вероятностей в школьный курс математики
Сычкова Н.М., Лукина Г.В., Нюренберг Е.Н., Лукманова В.А.
учителя математики средней школы № 15 г. Белорецка
http://www.exponenta.ru/educat/systemat/lukmanova/index.asp
venja
Сообщение
#79895 29.12.2011, 18:22
Спасибо, посмотрел.
malkolm
Сообщение
#79896 29.12.2011, 19:50
В школьной "ТВ" не сильна. Однако определение пространства исходов как множества, которое дальше раздробить нельзя, методически не просто вредно, а безобразно вредно. В таком случае даже сочетания выкидываются напрочь - одни размещения и останутся, сочетания - это не мельчайшие результаты, а целые объединения всевозможных перестановок. Все возможные взаимоисключающие результаты - другое дело, потому как простор для того, что считать наблюдаемым результатом остаётся и должен оставаться.
Поэтому наиболее адекватное решение задачи про пятого спортсмена - как раз то, где рассматривается только пятый. Обосновать применимость классического определения вероятности просто - полная симметрия всех спортсменов, каждый из которых не имеет никаких преимуществ перед другими, и значит, шансы оказаться на 5 месте по жребию у всех одинаковы.
venja
Сообщение
#79900 30.12.2011, 4:06
Спасибо.
Как же все-таки наиболее методически верно ввести определение ПЭИ?
Если как множество, включающее
Цитата(malkolm @ 30.12.2011, 1:50)

Все возможные взаимоисключающие результаты
то в цитируемой задаче таковым будет, например, {вторым был немец, вторым был не немец}. Но, понятно, такое ПЭИ не поможет решению задачи.
Видимо, надо подчеркнуть, что ПЭИ можно выбирать разными способами, а самое удобное ПЭИ выбирается из существа задачи:
Цитата(venja @ 29.12.2011, 22:28)

для расчета вероятности по классической формуле ПЭИ можно формировать РАЗЛИЧНЫМИ способами. Основное требование - чтобы все исходы были равновозможны,а событие, вероятность которого надо найти, должно "складываться" из части этих исходов (т.е. должно представляться в виде суммы части элементарных исходов).
Разные способы выбора ПЭИ позволят найти наиболее простой путь решения за счет оптимального выбора ПЭИ.
Согласны?
Кстати, при этом определении даже совсем НЕ обязательно выделенное ниже слово:
Цитата(malkolm @ 30.12.2011, 1:50)

Все возможные взаимоисключающие результаты
С этой мыслью перекликается требование для формулы полной вероятности. Иногда требуют, чтобы гипотезы были ПОЛНОЙ ГРУППОЙ несовместных событий, хотя достаточно, чтобы они были несовместны, но исследуемое событие включалось в их сумму.
malkolm
Сообщение
#79901 30.12.2011, 5:54
Цитата(venja @ 30.12.2011, 11:06)

Согласны?
Да, конечно. Но исходы эксперимента в пространство элементарных исходов должны входить, разумеется, все - вероятность достоверного события обязана быть единицей. Иначе можно на бросании монеты выпадение решки объявить пространством исходов, и что - у этого одного исхода будет единичная вероятность? А если не единичная, то откуда она возьмётся? ПГС - другое дело, там вероятность на пространстве исходов уже задана, и не обязательно, чтобы сумма вероятностей полной группы ей равнялась - главное, чтобы нужное событие разбивалось на попарно несовместные части.
venja
Сообщение
#79905 30.12.2011, 16:27
Спасибо.
Dimka
Сообщение
#79907 30.12.2011, 19:11
Ой дядя Venja, запутаете Вы их. Может не стоит все это рассказывать? Рано им еще про ЭТО.
venja
Сообщение
#79908 30.12.2011, 20:43
Дак вот и я о том же. Как им дать это наиболее доходчиво, не залезая в дебри?
Dimka
Сообщение
#81461 26.2.2012, 16:28
Всё забываю спросить.
Как школьники на курсах переваривают теорию вероятностей?
venja
Сообщение
#81474 26.2.2012, 19:02
Пока до нее не дошел
A_nn
Сообщение
#81475 26.2.2012, 19:04
А вообще как впечатление от школьников?
(точнее от уровня их подготовки).
venja
Сообщение
#81494 27.2.2012, 2:40
Школьники разные. но в целом уровень, конечно, падает. Трясет не только высшее образование, но и среднее.
Давно уже школьники не занимают тех мест на международных олимпиадах, которые традиционно занимали раньше.
Огромный вред нанесло появление книг ГДЗ.
Меркантильность победила разум.
Школьники перестали думать над решением домашним заданий, что являлось основой их умственного развития.
Это слишком сложная и больная тема, чтобы задевать ее так мимолетно.
tig81
Сообщение
#81500 27.2.2012, 8:20
Эх...
Dimka
Сообщение
#83051 28.4.2012, 9:01
Затычка к школьному курсу по теории вероятностей
Мордкович А.Г., Семенов П.В.
События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Доп. параграфы к курсу алгебры 7-9 кл.
Если кому нужна, то вот ссылка на "учебник"
http://www.alleng.ru/d/math/math599.htmИр, может есть смысл добавить его в раздел книжек по математике?
tig81
Сообщение
#83053 28.4.2012, 11:43
Цитата(Dimka @ 28.4.2012, 12:01)

Ир, может есть смысл добавить его в раздел книжек по математике?
Сделано
Dimka
Сообщение
#85420 8.10.2012, 19:59
Цитата(venja @ 26.2.2012, 23:02)

Пока до нее не дошел

Чем всё таки закончилось? Как они ее восприняли?
venja
Сообщение
#85421 9.10.2012, 3:13
Я дал им только то, что использовалось в пробных вариантах при подготовке к ЕГЭ и ничего более. А это только классическая формула P=m/n, в случае сравнительно небольшого числа исходов случайного эксперимента (без комбинаторики).
Руководитель проекта
Сообщение
#85423 9.10.2012, 4:54
Обсуждаем теорию вероятностей для выпускников. А у моего сына в 3-м классе уже даются основы теории множеств...
P.S. Учительница им говорит, что 0 и пустое множество - это одно и тоже.
Dimka
Сообщение
#85424 9.10.2012, 5:51
Цитата(Руководитель проекта @ 9.10.2012, 8:54)

Обсуждаем теорию вероятностей для выпускников. А у моего сына в 3-м классе уже даются основы теории множеств...
P.S. Учительница им говорит, что 0 и пустое множество - это одно и тоже.
Пусть говорит. Ее слова для них пустое множество звуков, т.к. мозг ребенка в этом возрасте не воспринимает такую информацию. Рано еще.
Пусть лучше писать, читать да считать без ошибок учиться.
Руководитель проекта
Сообщение
#85427 9.10.2012, 6:14
Цитата(Dimka @ 9.10.2012, 8:51)

Пусть говорит. Ее слова для них пустое множество звуков, т.к. мозг ребенка в этом возрасте не воспринимает такую информацию. Рано еще.
Пусть лучше писать, читать да считать без ошибок учит
ься.
Основной упор делаем на математику, русский язык и английский язык. В нашем случае присутствует еще и региональный аспект: на изучение татарского языка отводится больше времени, чем на изучение английского, и столько же, сколько и на русский язык. Только вот толку от этого 0.
tig81
Сообщение
#85429 9.10.2012, 8:07
бедные детки
malkolm
Сообщение
#85436 9.10.2012, 16:26
Цитата(Dimka @ 9.10.2012, 12:51)

Пусть лучше писать, читать да считать без ошибок учиться.
Что-что делаетЬ?
Руководитель проекта
Сообщение
#85438 9.10.2012, 17:27
malkolm, не придирайтесь. Димке уже можно - ему же ЕГЭ не сдавать
Dimka
Сообщение
#85439 9.10.2012, 17:36
Я помню эти правила, просто писал не задумываясь. Ни на диктанте ведь.
malkolm
Сообщение
#85442 9.10.2012, 19:10
А что - грамотно писать следует только детям, сдающим ЕГЭ, и на диктанте? Всегда меня умиляли такие отмазки.
Руководитель проекта
Сообщение
#85443 10.10.2012, 3:21
Цитата(Dimka @ 9.10.2012, 20:36)

Ни Не на диктанте ведь.
Dimka
Сообщение
#85452 10.10.2012, 12:32
Главное, что смысл понятен.
За 1-2 ошибки еще 4 ставят. Это тоже хорошо.
malkolm
Сообщение
#85461 10.10.2012, 14:05
Обижать никого не хочу, тем более что вряд ли я смогу похвастаться столь же вольным украинским, как некоторые товарищи из Запорожья - русским

. Однако заняться пока (до поры контрольных недель, видимо) на форуме нечем, поэтому в порядке общего трёпа выскажу-таки моё отношение к оправданиям невладения родным языком. Даже не моё: мне посчастливилось работать в окружении многих приличных математиков (что-то меня на мемуары потянуло...), и почти все они полагают, что даже научные результаты не заслуживают внимания, когда человек неграмотен. Просто потому, что если проблемы уже с родным языком, ожидать грамотности в математике можно в крайне редких случаях, а скорее - никогда. Понимаете, все эти словеса о том, что мы не на экзамене, что смысл понятен и так - они хороши в словесных баталиях на форуме. А когда мы статью в журнал посылаем и в ответе рецензенту или письме редактору вместо "ни" употребляем "не" или ться-тся местами меняем, - брезгливая гримаса по отношению к статье, с соответствующими выводами, обеспечена. Или если в слайдах доклада (реальный случай - не так давно на предзащите) значатся "ассимптотические методы", то кислые лица "бывших потенциальных коллег" обеспечены, и ой как трудно потом поправить раз и надолго сложившееся мнение как о безграмотном человеке. В математике безграмотном, никто у нас тут не отделяет одно от другого.
Руководитель проекта
Сообщение
#85466 10.10.2012, 17:59
malkolm, я с вами абсолютно согласен. Сейчас приходится излагать в письменном виде свою работу для вышестоящего руководства (зам. пред. правления и выше). Следить надо не только за грамотностью (а здесь часто Word помогает

). Непосредственный начальник заставляет по несколько раз прочитывать свою работу (чукча не только писатель, но и читатель).
С другой стороны, стал обращать внимание на стилистические (не говоря уже об орфографических) ошибки в печатных изданиях. Видел как то работу аналитического подразделения Сбербанка, где уже в заголовке была ошибка. Читать дальше не захотелось...
tig81
Сообщение
#85468 10.10.2012, 18:10
Цитата(malkolm @ 10.10.2012, 17:05)

Обижать никого не хочу, тем более что вряд ли я смогу похвастаться столь же вольным украинским, как некоторые товарищи из Запорожья - русским

.

ну у нас русский - второй родной, я выучилась в русской школе и т.д. Поэтому свободно владею двумя языками, типа миниполиглот
Руководитель проекта
Сообщение
#85469 10.10.2012, 18:52
Цитата(tig81 @ 10.10.2012, 21:10)


ну у нас русский - второй родной, я выучилась в русской школе и т.д. Поэтому свободно владею двумя языками, типа миниполиглот

В некоторых регионах Украины русский признают как второй государственный. У вас в Запорожье как с этим?
tig81
Сообщение
#85470 10.10.2012, 19:29
Цитата(Руководитель проекта @ 10.10.2012, 21:52)

В некоторых регионах Украины русский признают как второй государственный. У вас в Запорожье как с этим?
ну у нас он признан региональным (т.е. допускается обучение и т.п. на русском), но в ВУЗе вышел приказ, что обучение только на украинском языке. Ну а так, у нас весь народ двуговорящий, а если добавить еще и суржики, то и больше
Руководитель проекта
Сообщение
#85471 11.10.2012, 3:26
Цитата(tig81 @ 10.10.2012, 22:29)

а если добавить еще и суржики
А это кто/что такие/такое?
Как то мой друг отдыхал в Крыму (лет 10-12 назад). В баре спросил, есть ли местное пиво. На что бармен ему ответил: нет, есть только украинское пиво.
Dimka
Сообщение
#85477 11.10.2012, 5:17
Цитата(Руководитель проекта @ 10.10.2012, 21:59)

Непосредственный начальник заставляет по несколько раз прочитывать свою работу (чукча не только писатель, но и читатель).
Это для того, чтобы не было написано лишнего, т.е. того, чего руководству знать не надо.
В остальном грамотность высшего руководства на таком же уровне, как и у остальных. Она чуть выше у более начитанных людей.
Руководитель проекта
Сообщение
#85478 11.10.2012, 6:24
Цитата(Dimka @ 11.10.2012, 9:17)

В остальном грамотность высшего руководства на таком же уровне, как и у остальных. Она чуть выше у более начитанных людей.
Мне не приходится жаловаться на грамотность и профессионализм своего руководства. Пока мне с ним везет. А вот в институте (пардон, уже в университете

), откуда я год назад ушел, произошли такие изменения, что и возвращаться нет желания.
malkolm
Сообщение
#85479 11.10.2012, 8:13
Цитата(tig81 @ 11.10.2012, 1:10)


ну у нас русский - второй родной, я выучилась в русской школе и т.д. Поэтому свободно владею двумя языками, типа миниполиглот

Завидую. В детстве всё время на Украину возили отдыхать, но всё или к русскоязычным родственникам в Чернигов, или в не менее русскоговорящие Евпатории/Архипоосиповки, как-то язык учить было негде и не для чего. Хотя нам тут в сибирях скорее полезно что-нибудь из тюркских или фарси знать, но как же лень
tig81
Сообщение
#85483 11.10.2012, 12:11
Цитата(Руководитель проекта @ 11.10.2012, 6:26)

А это кто/что такие/такое?
диалекты, типа полурусский, полу украинский "я сказав тоби, шо пошли домой"
Цитата
Как то мой друг отдыхал в Крыму (лет 10-12 назад). В баре спросил, есть ли местное пиво. На что бармен ему ответил: нет, есть только украинское пиво.
Ну Крым всегда что-то вычудит
Цитата(malkolm @ 11.10.2012, 11:13)

Завидую. В детстве всё время на Украину возили отдыхать, но всё или к русскоязычным родственникам в Чернигов, или в не менее русскоговорящие Евпатории/Архипоосиповки, как-то язык учить было негде и не для чего. Хотя нам тут в сибирях скорее полезно что-нибудь из тюркских или фарси знать, но как же лень

ну в принципе да, украинский Вам как-то.. и не надо
а так...
Dimka
Сообщение
#85484 11.10.2012, 14:19
а так... очень смешной язык
Руководитель проекта
Сообщение
#85486 11.10.2012, 16:41
Цитата(Dimka @ 11.10.2012, 18:19)

а так... очень смешной язык
Dimka, нарываешься
tig81
Сообщение
#85487 11.10.2012, 17:21
Чем смешной? Нормальный.
Dimka
Сообщение
#85488 11.10.2012, 17:56
Цитата(tig81 @ 11.10.2012, 21:21)

Чем смешной? Нормальный.
я как послушаю украинскую речь, то создается впечатление, что люди из глубокой деревни. Меня просто ржач разбирает.
tig81
Сообщение
#85490 11.10.2012, 18:12
malkolm
Сообщение
#85491 11.10.2012, 18:25
Да ну, красивый язык, как и остальные славянские. Стоит начать вслушиваться - обнаруживается куча слов, чьи изначальные значения в русском языке давно, увы, забылись.
Оп

Почти то же самое, но знак другой

))
venja
Сообщение
#85670 27.10.2012, 18:06
Вынужден возвратиться к исходной теме.
Прямо напасть какая-то с этим ТВ для ЕГЭ.
Чтобы ближе ознакомиться с этим вопросом (вдруг опять кого-то придется готовить), купил сегодня маленькую книжечку:
"Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012. Элементы теории вероятностей и статистика." Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова.
Думал посмотреть типовые задачи в ЕГЭ по ТВ, посмотреть, насколько глубоко надо давать материал ( в начале книги приводятся "Основные сведения"). Оказалось неслишком глубоко: классическое определение, комбинаторика для него и вероятность суммы несовместных событий.
Но выбило меня из колеи опять решение некоторой задачи.
Задача №3 на с. 7. Привожу дословно с решением.
В контрольной по математике 5 задач с выбором ответа. К каждой задаче прилагается четыре ответа, один из которых верный. За четыре верно решенные задачи ученик получает оценку 4. Какова вероятность получить 4, если случайным образом отметить верные ответы?
Решение. Так как к каждой задаче предлагается четыре вариантов (грамматику тоже сохраняю) ответов, то общее число возможных комбинаций ответов равно 4^5=1024. Благоприятными исходами являются 4 верно проставленных ответа. Таких исходов 5: четыре из пяти задач решены верно. Так как все исходы равновозможны, то искомая вероятность равна 5/1024.
Ответ: 5/1024 .
У меня вопрос: то ли я временно чего-то не догоняю, то ли не я и постоянно?
Dimka
Сообщение
#85671 27.10.2012, 18:44
ТВ - это чепуха, которую проверить невозможно, поэтому туда не лезу.
Уравнения, пределы, арифм. задачи и д.р. можно проверить (корень подставить, график построить и д.р.), а здесь то как проверить ответ? Как доказать экзаменатору, что ты не "осёл"? Экспериментально даже не понятно как это подтвердить.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
нажмите сюда.